История факультета

Факультет философии человека РГПУ им. А.И.Герцена был создан в 1993 г. На протяжении двух десятилетий он остаётся единственным в России научно-образовательным центром, концентрирующим усилия на комплексном исследовании антропологической проблематики. Направления подготовки — философия, культурология, связи с общественностью и реклама. Факультет располагается в историческом здании, которое в 2004 году Решением Правительства Санкт-Петербурга было включено в список вновь выявленных памятников архитектуры.

Факультету философии человека РГПУ им. А. И. Герцена исполнилось 20 лет. Его создание в начале 1990-х годов — на фоне идеологического слома и кризиса прежней политической системы — представляется сегодня фактом показательно значимым. Решение о формировании качественно новой университетской институции соответствовало задачам поиска новой опережающей стратегии, принципам модернизации образовательной парадигмы — модернизации, заданной не внешними обстоятельствами, а внутренней потребностью реформирования российского общества.

Почётный попечитель Императорского  женского педагогического института  великий князь Константин Константинович  Романов. Фото Е. Мрозовской. 1898 г.Почётный попечитель Императорского женского педагогического института великий князь Константин Константинович Романов. Фото Е. Мрозовской. 1898 г.

Академик Сергей Фёдорович Платонов —  первый директор Императорского женского  педагогического института. Фото К. Буллы. 1913 г.Академик Сергей Фёдорович Платонов — первый директор Императорского женского педагогического института. Фото К. Буллы. 1913 г.Созидательные качества университетской культурной модели проясняются именно в порубежные эпохи. «Образовательный взрыв» середины 1990-х годов, смена традиционных образовательных принципов на постсоветском пространстве характеризовались немотивированными (а зачастую и неуправляемыми) процессами деидеологизации и диверсификации высшей школы. Утрата академического потенциала, нарастание деструктивных процессов становились необратимой тенденцией и самым непосредственным образом сказывались в десистематизации университетского знания, его дезориентированности и дискретности, оторванности от динамично меняющейся культурной реальности.

Создание факультета философии человека стало результатом антропологизации социогуманитарного образования, отвечало актуальной потребности построения антропологически обоснованной педагогической модели, что в полной мере соответствовало принципам культуротворческой миссии отечественной высшей школы. За свою историю факультет собрал и сконцентрировал уникальный интеллектуальный потенциал, ориентированный на поиск опережающих образовательных стратегий. Сегодня можно с уверенностью сказать, что такие образовательные стратегии в полной мере реализуются в Герценовском университете.

Факультет философии человека располагается в историческом здании, включённом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность».

Ректор РГПУ им. А. И. Герцена проф. В. П. Соломин и Генеральный секретарь  Санкт-Петербургской общественной организации «Африканское единство»  Адам Ахмед Абдулла на открытии выставки выпускницы факультета философии человека  Анны Асриянц «Мадагаскар: визуальная антропология». Фото Ксении Васильевой. 2012 г.Ректор РГПУ им. А. И. Герцена проф. В. П. Соломин и Генеральный секретарь Санкт-Петербургской общественной организации «Африканское единство» Адам Ахмед Абдулла на открытии выставки выпускницы факультета философии человека Анны Асриянц «Мадагаскар: визуальная антропология». Фото Ксении Васильевой. 2012 г.Здесь преподавали философию Николай Лосский, Эрнест Радлов, Иван Лапшин, Александр Введенский; академик Сергей Платонов читал авторский курс отечественной
истории; академик Павел Сакулин разрабатывал основы социологического метода; здесь работал автор этимологического словаря Макс Фасмер; лекционные занятия вели филологи Николай Пиксанов и Фёдор Витберг, географы Юлий Шокальский и Бруно Адлер... Здесь читали свои стихи Сергей Есенин и Николай Клюев... Здесь впервые в истории отечественной педагогики рождалась система высшего женского образования.

Высочайшее решение о реорганизации педагогических курсов при Императорском Воспитательном доме в самостоятельное учебное заведение состоялось 23 июня 1903 года — на фоне продолжавшихся торжеств 200-летия Санкт-Петербурга и включалось, таким образом, в программу официальных столичных мероприятий. От только что построенного и освящённого Троицкого моста открывалась новая перспектива: Каменноостровский проспект, невдалеке от которого на изгибе Малой Посадской улицы к 1905 году будет возведено здание Императорского женского педагогического института. Отнесённый к разряду «высших учебных заведений и имеющий целью высшее педагогическое образование женщин», он вскоре по уровню преподавания занял лидирующие позиции. Предвосхищая его славную будущность, с самого начала это отмечал Василий Розанов: «и строй, и история этого нового высшего учебного заведения обещают быть очень интересными»[1]

Открытие выставки «Cвет пейзажа и 90 оборотов вокруг солнца» на факультете философии человека, посвящённой 90-летию художника Юрия Нашивочникова. Фото Ксении Васильевой. 2012 г.Открытие выставки «Cвет пейзажа и 90 оборотов вокруг солнца» на факультете философии человека, посвящённой 90-летию художника Юрия Нашивочникова. Фото Ксении Васильевой. 2012 г.Открытием Императорского женского педагогического института обозначился переломный момент в истории отечественной высшей школы. После официального закрытия в 1859 году единственного на всю Россию главного педагогического учреждения система специализированного педагогического образования через полвека высочайшим указом восстанавливалась в своих правах. Не выявляя в газетной публикации своей непосредственной заинтересованности и своего авторства, В. В. Розанов писал: «Преобразовываемый с осени нынешнего года, из частных курсов женский педагогический институт поправит нашу историческую ошибку. Инстинкт русского общества оказался дальновиднее и правильнее взглядов министерства народного просвещения, как они сложились в последнюю треть прошлого века. В то самое время, как министерство закрыло единственное у себя высшее педагогическое заведение, стали открываться частные курсы педагогического характера, — и между ними — преобразуемые ныне в институт…».

Императорский женский педагогический институт стал первым в России педагогическим вузом университетского типа. За основу его образовательных программ была выбрана образовательная модель Санкт-Петербургского Императорского университета, дополненная комплексом учебных дисциплин психолого-педагогического цикла. «Дело заключается не в одной выработке известного контингента учителей, — отмечал В. Розанов, — но в том, что подобное специальное заведение вообще развивает в стране известный уровень педагогических требований и готовностей, развивает педагогические вкусы, взгляды, не даёт угаснуть педагогическим интересам». Не противопоставляя «классический» тип образования университетской системе педагогического профиля, В. Розанов считал нужным подчеркнуть, что «факультеты университета готовят специалистов науки, филологов или математиков, но они не занимаются и не могут заниматься, иначе как в ущерб своим задачам, педагогическою стороною преподаваемых наук и педагогическими способностями студентов. <…> Нужно признать и навсегда помириться с тою элементарною истиною, что университет ни малейше не готовит и не может готовить учителей средних учебных заведений».

Цесаревич Алексей. Фото Ф. Буассона и Ф. Эгглера. 1907 г.Цесаревич Алексей. Фото Ф. Буассона и Ф. Эгглера. 1907 г.Именно  поэтому  данный  вопрос  должен пониматься как дело в точном смысле общегосударственное:  «традиция  культивирования  педагогических  интересов, перерыв которой был бы опасен и во всяком случае чрезвычайно неприятен. В настоящее время, когда учебно-воспитательные вопросы выдвинуты на первый план и сознаны  в  своей  чрезвычайной  важности государством,  оно  естественно  возвращается  к  давно  помянутому  плану  высшего специального  педагогического  заведения. И будем надеяться, что женский педагогический  институт  получит  существование более стойкое и счастливое…».[2]

Среда университета — понятие развивающееся, и жизнь современного вуза оценивается по преимуществу в её динамике. Это важнейшее требование активно меняющейся реальности. Именно динамический фактор сегодня всё чаще выступает условием и критерием стабильности. Вместе с тем один их ключевых аспектов стратегического развития Герценовского Н. И. Пирогов. Фото начала 1880-х гг.Н. И. Пирогов. Фото начала 1880-х гг.университета — сохранение и позиционирование его уникальности. Само историческое пространство университета для каждого студента становится условием, инициирующим ситуацию ценностной зависимости, формирующим главное «конкурентное преимущество» — этос «включённого сознания». Именно так в отечественной традиции понимался великий смысл педагогического подвижничества в его отношении к опыту ученичества: «…и чтобы возвратить сердца отцов детям…» (Лк. 1, 17). Познавательные практики должны рассматриваться по преимуществу как практики культурные. Вслед за Гумбольдтом в работе «Университет в руинах» Б. Ридингс утверждает, что культурный принцип, воплощённый в университете, соединяет поступательное движение объективной науки (культурное знание) с духовным и моральным воспитанием (культивацией) субъекта. Живое историческое присутствие определяется глубиной исторической памяти. Образовательные инновации в старейшем педагогическом вузе России определяются значимостью культурных констант — выверенных точек сравнения, относительно которых и могут выстраиваться сегодня действительные перспективы развития.

Учебный кабинет им. П. Е. Кеппена в Императорском женском педагогическом институте. 1912 г. На стене справа и слева атрибутированы фотографии П. Е. Кеппена, Н. И. Пирогова и Цесаревича Алексея.Учебный кабинет им. П. Е. Кеппена в Императорском женском педагогическом институте. 1912 г. На стене справа и слева атрибутированы фотографии П. Е. Кеппена, Н. И. Пирогова и Цесаревича Алексея.

Павел Егорович Кеппен — секретарь президента Академии наук и управляющий делами Великого Князя Константина Константиновича. Фото 1900-х гг.Павел Егорович Кеппен — секретарь президента Академии наук и управляющий делами Великого Князя Константина Константиновича. Фото 1900-х гг.От эпохи Императорского женского педагогического института сохранились уникальные, ещё не в полной мере востребованные фонды, в том числе десятки архивных фотографий. Как живые свидетели истории они способны донести особую атмосферу своего времени.

Самое деятельное участие в организации Императорского женского педагогического института принимал Павел Егорович Кеппен (1846–1911). Артиллерист по образованию (генерал-лейтенант), он внёс неоценимый вклад в теорию отечественной гигиены, был инициатором создания доступных русских школ в Финляндии, входил в Совет детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии. По завещанию П. Е. Кеппена его обширная библиотека (более 20 000 то-мов) поступила в Педагогический институт.[3] «Вечно дорогой памяти незабвенного Павла Егоровича Кеппена» была посвящена драма К. Р. «Царь Иудейский» (1912 г.). Тогда же в Императорском женском педагогическом институте появилась мемориальная аудитория — Психолого-педагогический кабинет его имени. «Коллекция световых картин по всевозможнейшим вопросам», а также «библиотека, лекционные чертежи и физические приборы занимали две комнаты». Многие таблицы были составлены им лично или непосредственно «по его указанию, и как прекрасно можно было обставить свои лекции, пользуясь его руководством и богатыми пособиями».[4]

На историческом снимке, воспроизводящем обстановку мемориальной аудитории П. Е. Кеппена, кроме его собственного «титульного» портрета интересно увидеть ещё две поддающиеся атрибуции фотографии. Вполне объяснимо присутствие на одной из них Н. И. Пирогова — известного военного хирурга, педагога и деятеля по народному образованию. Особый оттенок душевности в обстановку занятий молодых институток вносит фотография трёхлетнего Цесаревича Алексея, последнего престолонаследника России. Из многих его снимков этот, пожалуй, относится к числу наиболее известных. Серия фотопортретов Цесаревича была сделана в 1907 году в ателье светописи швейцарцев «F. Boissonas & F. Eggler», которые работали в Санкт-Петербурге с начала 1900-х годов. Фотографии Цесаревича выполнены в нескольких ракурсах, в меру естественности запечатлённой ситуации их трудно отнести к категории постановочных.

Читальный зал библиотеки института. Фото К. Буллы. 1910-е гг.Читальный зал библиотеки института. Фото К. Буллы. 1910-е гг.

С. Есенин и Н. Клюев. Фото начала 1916 года.С. Есенин и Н. Клюев. Фото начала 1916 года.С 1914 года в Педагогическом институте существовал литературный кружок, организованный профессором Н. К. Пиксановым. Здесь читались доклады о творчестве А. Блока, К. Бальмонта, модных литературных тенденциях. По инициативе профессора П. Н. Сакулина (он переехал из Москвы в Петроград в конце 1915 года) в качестве приглашённого гостя на очередном заседании кружка со своими стихами выступал недавний слушатель П. Н. Сакулина по университету А. Л. Шанявского Сергей Есенин. Обложка сборника стихотворений С. Есенина «Радуница». 1916 г.Обложка сборника стихотворений С. Есенина «Радуница». 1916 г.«Однажды профессор Сакулин объявил, что в следующее занятие кружок посетит молодой, начинающий поэт. Имя Есенина было тогда знакомо не всем. Он пришёл вместе с поэтом Николаем Клюевым…».[5]

Встреча состоялась 10 февраля 1916 года. Перед столичными институтками Есенин и Клюев предстали в качестве «крестьянских поэтов». Всего через месяц Есенин будет призван на действительную военную службу и сменит «крестьянский камуфляж» на военную форму. А пока студентка Антонина Вощакина запомнит его в «синей поддёвке, косоворотке голубого цвета, хорошо идущей к его большим выразительным глазам, шароварах и сапогах. Среднего роста, стройный, с копной волнистых русых волос, подстриженных по-крестьянски «в скобку», он был обаятелен…».[6] Итогом творческой встречи поэта со студентами станет первая рецензия на сборник «Радуница», опубликованная П. Н. Сакулиным в журнале «Вестник Европы».[7]

Валерий Соломин, ректор РГПУ
им. А. И. Герцена, д. п. н., профессор
Лев Летягин, декан факультета
философии человека, к. ф. н.

191186, Санкт-Петербург,
Набережная реки Мойки, д. 48
тел.: (812) 312 44 92
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
http://www.herzen.spb.ru

По материалам журнала Родина, 2013, № 11

Быстрые ссылки

 

Яндекс.Метрикаenter(1)