Токарев Сергей Николаевич

Кандидат педагогических наук (1995), доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена (с 1999 г. по 2002 г. и с 2012 г.). В период с 2003 г. по 2012 год руководил кафедрой теории и истории философско-культурологического образования факультета философии человека РГПУ им.А.И. Герцена. Специалист в области теории и методики культурологического образования, методики полихудожественного образования.Кандидат педагогических наук (1995), доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена (с 1999 г. по 2002 г. и с 2012 г.). В период с 2003 г. по 2012 год руководил кафедрой теории и истории философско-культурологического образования факультета философии человека РГПУ им.А.И. Герцена. Специалист в области теории и методики культурологического образования, методики полихудожественного образования.

Закончил художественно-графический факультет Ленинградского (Российского) государственного педагогического института (университета) им. А.И. Герцена (1983), аспирантуру по кафедре теории и истории художественной культуры того же факультета (1994) и докторантуру (2001) по кафедре теории и истории культуры факультета философии человека.

Около 30 лет преподает в РГПУ им А.И. Герцена.

Сфера научных интересов:

Интерес к художественному творчеству определил выбор тематики научных и творческой работ. В науке круг интересов расширялся от теоретических и методических вопросов монохудожественного и полихудожественного образования до анализа главных тенденций развития образования культурологического. В творчестве основным увлечением остается пейзажная живопись, а темой — «Архитектура городов России».

Кандидатская диссертация «Особенности подготовки учителя мировой художественной культуры на базе учебного технологического комплекса» защищена в 1995 г. в Ленинградском (Российском) государственном педагогическом институте (университете) им. А.И. Герцена. Завершает работу над монографией «Теория и методика культурологического образования школьников».

На первом этапе исследований (1991-1998 гг.) особое внимание было уделено проблемам системно-методического обеспечения процесса подготовки учителя мировой художественной культуры. Центральной проблемой исследований была специфика художественно-педагогический процесса. В дальнейшем (1998-2013 гг.) круг научных интересов расширился от теоретических и методических проблем культурологического образования до культурологии образования. Написаны работы, посвященные культурологическому образованию в процессе культурного развития личности, теоретическим основаниям проектирования содержания культурологического образования школьников, воспитанию в процессе преподавания культурологических дисциплин, методике организации музейных и экскурсионных занятий.

Научная активность:

Работал ученым секретарем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по культурологии, философским и педагогическим наукам (2000 – 2003 гг.). Осуществляет научное руководство аспирантами.

С 2006 по 2011 гг. работал в составе Регионального экспертного совета, созданного при Академии постдипломного педагогического образования для экспертной оценки инновационных проектов и авторских программ для профильной школы по дисциплинам художественного и культурологического циклов. Опубликовано более 60 научных и учебно-методических работ.

Организационно-методическая и педагогическая работа:

С 1989 по 1991 гг. занимался организацией работы творческого коллектива “Ника” по разработке и внедрению учебно-методических комплексов по мировой художественной культуре для школ и вузов. Принимал участие в разработке примерных программ для министерства образования РФ по методике обучения культурологии, российского образовательного стандарта и примерных программ по направлению художественное образование. С 1997 по 2002 год работал заместителем декана факультета философии человека по работе со студентами-культурологами дополнительного набора. В рамках проекта дистанционного образования издательства «Просвещение», разработал пакет методических рекомендаций по «Мировой художественной культуре» для учащихся «Интернет-школы» (2007) С 2003 по 2011 год являлся одним из разработчиков концепции культурологического образования школьников «Петербургская школа XXI века: Культурологический аспект».

Разработал и прочитал ряд учебных дисциплин и курсов, среди которых «История художественной культуры», «Теория и методика обучения культурологии», «Теория и история художественного образования», «Технологии и методики обучения театральному искусству», «Предметные педагогические технологии» и другие дисциплины и курсы.

Получил различные награды и поощрения: медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003); нагрудный знак Факультета философии человека РГПУ им. Герцена «Золотая сова» (2003), «Серебряная сова» (2010); диплом Министерства образования и науки РФ «За научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью «За лучшую научную студенческую работу»» (2009) и др.

Основные публикации:

  • Теоретические основания содержания культурологического образования // Культурологические исследования «3: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 496.
  • Теоретические основания методики обучения культурологии. // Культурологические исследования «3: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 496.
  • Воспитание в процессе обучения культурологии // Человек в современном мире: Материалы всероссийской конференции. «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации». СПб: Изд. РГХИ, 2004.
  • Культурологическое образование в системе непрерывного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №5 (10): Общественные и гуманитарные науки (философия): Научный журнал. -СПб., 2005. С.251-261.
  • Сущность процесса обучения культурологическим дисциплинам // Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2006. -464 с.
  • Философское просвещение и образование в культурно-цивилизационном развитии России. Монография / В.А. Рабош, Д.Ф. Зайцев, С.Н. Токарев. СПб.: Астерион, 2006. – 202 с.
  • Педагогическая антропология как компонент педагогической подготовки учителя // Философия человека: образовательные и гуманитарные технологии: СПб., : Изд-во РГХА, 2008. — 530 с.
  • Культурологическое образование в России // Теория и методика философско-культурологического образования: Сборник научных трудов. Вып. 2. – СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2012. – 329.
  • Учебно-методический комплекс как концептуальная модель процесса обучения культурологическим дисциплинам // Теория и методика философско-культурологического образования: Сборник научных трудов. Вып. 2. – СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2012. – 329.
  • Дидактические основы методики проведения музейных и экскурсионных занятий в обучении культурологическим дисциплинам // Теория и методика философско-культурологического образования: Сборник научных трудов. Вып. 2. – СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2012. – 329.
  • . Статьи: Методика обучения культурологии (С. 71-75) и Художественное образование (С. 81-85) // Культура школы (Толковый словарь для учителя) / Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Астерион, 2016. – 100 с

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информация о преподавателе в электронном атласе университета.

Быстрые ссылки

 

Яндекс.Метрикаenter(1)