Ученики 11 класса могут вспомнить Раскольникова и Разумихина (студентов университета), а также героев И.С.тургенева и н.Г.Чернышевского Базарова, Лопухова и Кирсанова (студентов Медико-хирургической академии). Знатоки творчества Ф.М.Достоевского могут также припомнить, что Николай Всеволодович Ставрогин был выпускником Александровского лицея, а знатоки творчества Н.Г.Помяловского - что герой «Мещанского счастья» Егор Молотов также закончил петербургский университет.
В поле ответа укажите те названия, которые Вы считаете правильными, выделив ударную гласную так, как это показано в задании. После каждого названия опишите, какие по Вашему мнению исторические и культурные реалии оно отражает.
1. | гАванская | — | гавАнская |
2. | бАрочная | — | барОчная |
3. | вЁсельная / вЕсельная | — | весЁльная / весЕльная |
4. | сердОбольская | — | сердОбольская |
Ответы были верные. Некоторое исключение составляет СердОбольская улица, получившая название от СЕрдоболь – старинное русское название города СОртавала; в Словаре ударений для работников радио и телевидения есть только Сортавала, Сердоболя нет). Но, как СОртавала сегодня все называют просто СортавАла, и даже склоняют, так и улица официально называется СердобОльская.
«Когда наш путь лежал через <…> мост, я видел широкий простор Невы, Петропавловскую крепость с чуть заметным флажком на кронверке и острый золотой шпиль с ангелом наверху, видел белые колонны далекой Биржи, плоский понтонный <…> мост и теряющийся в отдалении тесный ряд дворцов – с младенчества мне родной и любимый вид. Когда шел лед, с моста восхитительно было смотреть на плывущие льдины, которые вкусно раскалывались пополам о мостовой бык, и казалось, что сам плывешь вместе с мостом им навстречу. А когда под аркой моста проходил буксир, тянувший барку, и его дымящая труба вдруг загибалась назад, забавно было очутиться в темном облаке дыма, от которого першило в горле…».
(Добужинский М. В. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – С.7)
«Мне очень нравились толстые нарядные перила моста и их зеленые русалки с рыбьими хвостами, которые держали в руках герб Петербурга, и, проходя, я всегда до них дотрагивался. Также я любил мимоходом погладить и страшную голову Горгоны на низенькой решетке Летнего сада и храбро положить палец в ее раскрытый зев…».
(Там же. – С. 7-8)
В заблуждение вводит то, что описываемый пейзаж можно увидеть как с Троицкого моста (как все подумали, тем более что в тексте упоминается «понтонный мост» – а таковыми в описанный период были как Дворцовый (постоянный открыт в 1916), так и Троицкий), так и с Литейного.
М.В.Добужинский родился в 1875 г. Перед нами его детские воспоминания. В детстве он жил на Выборгской стороне, в доме Михайловского артиллерийского училища (теперь Высшее артиллерийское училище, находится на Арсенальной набережной около Литейного моста). Поэтому по Литейному мосту он и ходил. В описании упоминается «мостовой бык» (постоянный Литейный мост существует с 1879 г.), а вот упомянутый понтонный мост – это как раз Троицкий, поскольку постоянный Троицкий мост был наведен в 1897-1903 гг.
Что касается второго фрагмента, то верно были названы Литейный (с русалками) и Пантелеймоновский (с головами Горгоны) мосты.
Панорама Санкт-Петербурга 1750-х годов «Проспект вниз по Неве-реке…»
Номер 1 – Зимний дворец Елизаветы Петровны, номер 2 – Адмиралтейство, номер 3 – Кунсткамера, она же и сохранилась в неизменном виде, другие здания были перестроены. Номер 4 – Васильевский остров. Номер 5 – вероятно, вторая Церковь Исаакия Далматского, стоявшая на месте Медного Всадника, в стиле петровского барокко, по виду напоминавшая Петропавловскую крепость, с колокольней, привезенной Петром из Амстердама. По описанию очень похоже.
То, что мосты разводили в День военно-морского флота или чтобы увести «Аврору» на ремонт – правильные, но хотелось бы экскурса в историю и понимания, что иногда необходимость разводить мосты связана с политическими или культурными событиями: так мосты разводили днем 3 июля 1917 г., в день знаменитой Июльской демонстрации, жестоко подавленной правительством, чтобы изолировать рабочие окраины от центра. Днем 24 октября 1917 г. был разведен контролируемый юнкерами Николаевский (ныне Благовещенский) мост. Они хотели бы развести и другие мосты (например, Литейный), но были разоружены. В годы советской власти мосты разводили для съемок кино: в 1927 г. С.Эйзенштейн снимал фильм «Октябрь» (сцену разгона Июльской демонстрации). В 1972 для съемок фильма Э.Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев России» в воскресный день разводили мост Строителей (ныне Биржевой).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 = Казанский собор, 2 = Александро-Невская лавра, 3 = Академия Художеств, 4 = Ассигнационный банк (рядом с Гостиным двором который, на карте он легко находится), 5 = Инженерный замок, 6 = Новая Голландия, 7 = Юсуповский дворец (первый, который на Фонтанке, теперь принадлежит Институту Путей Сообщения), 8=Гостиный двор, 9=Воронцовский дворец (ныне – Суворовское училище), 10=Таврический дворец, 11 = Адмиралтейство, 12 = Государственный Эрмитаж (весь комплекс зданий), 13=Арсенал, 14=Михайловский дворец.
Датировать эту фотографию довольно сложно. Некоторые почему-то написали, что она сделана «в конце XVIII-начале XIX в», что в корне неверно, поскольку фотография была изобретена в 1830-х гг.
При попытке датировки мы можем ориентироваться на запечатленный гужевой транспорт (в кадре совсем нет автомобилей), на одежду людей (узнаваемые женские силуэты 1890-х гг.).
Может ли нам помочь уточнить датировку фонарь на переднем плане или велосипедист на заднем? Нет. Потому что резиновые шины для велосипедов были изобретены в 1886 г., и с 1887 г. велосипеды выпускались массово и стремительно распространялись по всему Земному шару как самый демократичный вид транспорта.
С фонарем сложнее, поскольку крайне мало имеется опубликованных данных о типах фонарей, установленных на разных улицах города. Так, в книге А.М.Иванова «Невские огни: Из истории уличного освещения Петербурга-Ленинграда» (Л, 1969) сказано, что авторство (и датировку) фонарей далеко не всегда можно установить. Однако известно (Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г Пг.,1914), что с 1887 г. электрические фонари устанавливали на Невском проспекте, на Большой Морской от арки Главного штаба до Поцелуева моста и от Варшавской до Мариинской площади. Закончили установку фонарей к 1 января 1896 г., исходя из чего теоретически можно предполагать, что на снимке один из вновь установленных электрических фонарей. Тогда снимок сделан не ранее 1896 г., предположительно в 1896-1898 гг. Если же, паче всякого чаяния, перед нами еще не заменённый газовый фонарь, то снимок сделан до 1896 года.
Какие детали помогут с датировкой в этом случае? Одежда снова может нам помочь – хотя советские люди в тридцатые, сороковые, пятидесятые годы одевались примерно одинаково, погоны на плечах у военных (возвращены в 1943 г) и мальчик в форме Суворовского училища (первое Суворовское училище открыто в 1943 г) свидетельствуют о том, что это как минимум сороковые годы. Какой-то неживой фасад Большого дворца и отсутствие «Самсона» на месте свидетельствуют о том, что снимок сделан уже после освобождения Петергофа от немецкой оккупации, даже после войны. Фонтаны вновь пустили 25.08.1946 г., восстановленного «Самсона» вернули на место в 1947 г. (http://peterhofmuseum.ru/events/90). Так что перед нами снимок конца лета – начала осени 1946 года.
Аксиологический кризис, глобальный характер которого единодушно отмечают сегодня философы и культурологи, может быть преодолен только усилиями системы образования, и потому выпускник университета, будь то гуманитарий, физик, географ или управленец, остро нуждается в отчетливости собственных ценностных позиций. Актуальная нравственно-эстетическая проблематика дана в кратком, диалогическом, дискуссионном ракурсе. Теоретическая новизна обеих частей «Глоссария» состоит, во-первых, в системно-комплексной философской методологии, которая характерна для научной школы кафедры эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена; во-вторых, в онто-гносео-аксиологической проекции предметного поля этих наук; в-третьих, в личностно-просветительской стратегии учебных курсов. Предлагаемый «Глоссарий» имеет широкую практическую применимость: он может быть использован при подготовке к экзамену или зачету по программе соответствующей дисциплины; служить ориентиром при поступлении в магистратуру по гуманитарным направлениям; ориентировать студента при выборе темы курсовых и дипломных работ; может быть использован в системе повышения квалификации гуманитарных, естественнонаучных, управленческих кадров.