Примеры заданий к олимпиаде "Петербург - город моих открытий"

Кто из героев русской классической литературы учился в учебных заведениях Санкт-Петербурга и каких?

Ученики 11 класса могут вспомнить Раскольникова и Разумихина (студентов университета), а также героев И.С.тургенева и н.Г.Чернышевского Базарова, Лопухова и Кирсанова (студентов Медико-хирургической академии). Знатоки творчества Ф.М.Достоевского могут также припомнить, что Николай Всеволодович Ставрогин был выпускником Александровского лицея, а знатоки творчества Н.Г.Помяловского - что герой «Мещанского счастья» Егор Молотов также закончил петербургский университет.

Укажите правильные варианты названий улиц С.-Петербурга. Какие исторические и культурные реалии данные названия отражают?

В поле ответа укажите те названия, которые Вы считаете правильными, выделив ударную гласную так, как это показано в задании. После каждого названия опишите, какие по Вашему мнению  исторические и культурные реалии оно отражает.

1. гАванская гавАнская
2. бАрочная барОчная
3. вЁсельная / вЕсельная весЁльная / весЕльная
4. сердОбольская сердОбольская

Ответы были верные. Некоторое исключение составляет СердОбольская улица, получившая название от СЕрдоболь – старинное русское название города СОртавала; в Словаре ударений для работников радио и телевидения есть только Сортавала, Сердоболя нет). Но, как СОртавала сегодня все называют просто СортавАла, и даже склоняют, так и улица официально называется СердобОльская.

Описание какого моста приводится в данных мемуарных отрывках? Какие детали декоративного убранства решеток в описании моста помогли Вам сделать свой вывод?

«Когда наш путь лежал через <…> мост, я видел широкий простор Невы, Петропавловскую крепость с чуть заметным флажком на кронверке и острый золотой шпиль с ангелом наверху, видел белые колонны далекой Биржи, плоский понтонный <…> мост и теряющийся в отдалении тесный ряд дворцов – с младенчества мне родной и любимый вид. Когда шел лед, с моста восхитительно было смотреть на плывущие льдины, которые вкусно раскалывались пополам о мостовой бык, и казалось, что сам плывешь вместе с мостом им навстречу. А когда под аркой моста проходил буксир, тянувший барку, и его дымящая труба вдруг загибалась назад, забавно было очутиться в темном облаке дыма, от которого першило в горле…».

(Добужинский М. В. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – С.7)

«Мне очень нравились толстые нарядные перила моста и их зеленые русалки с рыбьими хвостами, которые держали в руках герб Петербурга, и, проходя, я всегда до них дотрагивался. Также я любил мимоходом погладить и страшную голову Горгоны на низенькой решетке Летнего сада и храбро положить палец в ее раскрытый зев…».

(Там же. – С. 7-8)

В заблуждение вводит то, что описываемый пейзаж можно увидеть как с Троицкого моста (как все подумали, тем более что в тексте упоминается «понтонный мост» – а таковыми в описанный период были как Дворцовый (постоянный открыт в 1916), так и Троицкий), так и с Литейного.

М.В.Добужинский родился в 1875 г. Перед нами его детские воспоминания. В детстве он жил на Выборгской стороне, в доме Михайловского артиллерийского училища (теперь Высшее артиллерийское училище, находится на Арсенальной набережной около Литейного моста). Поэтому по Литейному мосту он и ходил. В описании упоминается «мостовой бык» (постоянный Литейный мост существует с 1879 г.), а вот упомянутый понтонный мост – это как раз Троицкий, поскольку постоянный Троицкий мост был наведен в 1897-1903 гг.

Что касается второго фрагмента, то верно были названы Литейный (с русалками) и Пантелеймоновский (с головами Горгоны) мосты.

Перед вами панорама Санкт-Петербурга 1750-х годов «Проспект вниз по Неве-реке…».Какие исторические объекты вы узнаете на этой гравюре? Назовите здания под номерами 1, 2, 3. Какое из них сохранило свой облик до наших дней? Как называется местность, обозначенная цифрой 4? Какой утраченный исторический объект обозначен номером 5?

Панорама Санкт-Петербурга 1750-х годов «Проспект вниз по Неве-реке…»Панорама Санкт-Петербурга 1750-х годов «Проспект вниз по Неве-реке…»

Номер 1 – Зимний дворец Елизаветы Петровны, номер 2 – Адмиралтейство, номер 3 – Кунсткамера, она же и сохранилась в неизменном виде, другие здания были перестроены. Номер 4 – Васильевский остров. Номер 5 – вероятно, вторая Церковь Исаакия Далматского, стоявшая на месте Медного Всадника, в стиле петровского барокко, по виду напоминавшая Петропавловскую крепость, с колокольней, привезенной Петром из Амстердама. По описанию очень похоже.

Мосты в Санкт-Петербурге разводят преимущественно по ночам. Однако в истории города было несколько случаев, когда мосты разводились днем. Сколько раз это происходило; когда и по каким поводам?

То, что мосты разводили в День военно-морского флота или чтобы увести «Аврору» на ремонт – правильные, но хотелось бы экскурса в историю и понимания, что иногда необходимость разводить мосты связана с политическими или культурными событиями: так мосты разводили днем 3 июля 1917 г., в день знаменитой Июльской демонстрации, жестоко подавленной правительством, чтобы изолировать рабочие окраины от центра. Днем 24 октября 1917 г. был разведен контролируемый юнкерами Николаевский (ныне Благовещенский) мост. Они хотели бы развести и другие мосты (например, Литейный), но были разоружены. В годы советской власти мосты разводили для съемок кино: в 1927 г. С.Эйзенштейн снимал фильм «Октябрь» (сцену разгона Июльской демонстрации). В 1972 для съемок фильма Э.Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев России» в воскресный день разводили мост Строителей (ныне Биржевой).

Многие здания в историческом центре Санкт-Петербурга имеют необычную планировку. Как правило, их легко найти на современных картах города. Назовите данные объекты.

11 22 33
44 55 66
77 88 99
1010 1111 1212
1313   1414

1 = Казанский собор, 2 = Александро-Невская лавра, 3 = Академия Художеств, 4 = Ассигнационный банк (рядом с Гостиным двором который, на карте он легко находится), 5 = Инженерный замок, 6 = Новая Голландия, 7 = Юсуповский дворец (первый, который на Фонтанке, теперь принадлежит Институту Путей Сообщения), 8=Гостиный двор, 9=Воронцовский дворец (ныне – Суворовское училище), 10=Таврический дворец, 11 = Адмиралтейство, 12 = Государственный Эрмитаж (весь комплекс зданий), 13=Арсенал, 14=Михайловский дворец.

Рассмотрите исторические фотографии с видами Санкт-Петербурга и его пригорода. Можно ли определить время, когда были сделаны эти фотографии, и уточнить их датировку? Какие именно детали и подробности помогли вам сделать свой вывод?

Датировать эту фотографию довольно сложно. Некоторые почему-то написали, что она сделана «в конце XVIII-начале XIX в», что в корне неверно, поскольку фотография была изобретена в 1830-х гг.

При попытке датировки мы можем ориентироваться на запечатленный гужевой транспорт (в кадре совсем нет автомобилей), на одежду людей (узнаваемые женские силуэты 1890-х гг.).

Может ли нам помочь уточнить датировку фонарь на переднем плане или велосипедист на заднем? Нет. Потому что резиновые шины для велосипедов были изобретены в 1886 г., и с 1887 г. велосипеды выпускались массово и стремительно распространялись по всему Земному шару как самый демократичный вид транспорта.

С фонарем сложнее, поскольку крайне мало имеется опубликованных данных о типах фонарей, установленных на разных улицах города. Так, в книге А.М.Иванова «Невские огни: Из истории уличного освещения Петербурга-Ленинграда» (Л, 1969) сказано, что авторство (и датировку) фонарей далеко не всегда можно установить. Однако известно (Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г Пг.,1914), что с 1887 г. электрические фонари устанавливали на Невском проспекте, на Большой Морской от арки Главного штаба до Поцелуева моста и от Варшавской до Мариинской площади. Закончили установку фонарей к 1 января 1896 г., исходя из чего теоретически можно предполагать, что на снимке один из вновь установленных электрических фонарей. Тогда снимок сделан не ранее 1896 г., предположительно в 1896-1898 гг. Если же, паче всякого чаяния, перед нами еще не заменённый газовый фонарь, то снимок сделан до 1896 года.

 

Какие детали помогут с датировкой в этом случае? Одежда снова может нам помочь – хотя советские люди в тридцатые, сороковые, пятидесятые годы одевались примерно одинаково, погоны на плечах у военных (возвращены в 1943 г) и мальчик в форме Суворовского училища (первое Суворовское училище открыто в 1943 г) свидетельствуют о том, что это как минимум сороковые годы. Какой-то неживой фасад Большого дворца и отсутствие «Самсона» на месте свидетельствуют о том, что снимок сделан уже после освобождения Петергофа от немецкой оккупации, даже после войны. Фонтаны вновь пустили 25.08.1946 г., восстановленного «Самсона» вернули на место в 1947 г. (http://peterhofmuseum.ru/events/90). Так что перед нами снимок конца лета – начала осени 1946 года.

 

Эстетика и этика: глоссарий

Эстетика и этика: глоссарий
Э87 Эстетика и этика : глоссарий. – СПб. : Астерион, 2014. – 190 с. ISBN 978-5-00045-118-2

Аксиологический кризис, глобальный характер которого единодушно отмечают сегодня философы и культурологи, может быть преодолен только усилиями системы образования, и потому выпускник университета, будь то гуманитарий, физик, географ или управленец, остро нуждается в отчетливости собственных ценностных позиций. Актуальная нравственно-эстетическая проблематика дана в кратком, диалогическом, дискуссионном ракурсе. Теоретическая новизна обеих частей «Глоссария» состоит, во-первых, в системно-комплексной философской методологии, которая характерна для научной школы кафедры эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена; во-вторых, в онто-гносео-аксиологической проекции предметного поля этих наук; в-третьих, в личностно-просветительской стратегии учебных курсов. Предлагаемый «Глоссарий» имеет широкую практическую применимость: он может быть использован при подготовке к экзамену или зачету по программе соответствующей дисциплины; служить ориентиром при поступлении в магистратуру по гуманитарным направлениям; ориентировать студента при выборе темы курсовых и дипломных работ; может быть использован в системе повышения квалификации гуманитарных, естественнонаучных, управленческих кадров.

О кафедре

C O L L E G I U M

Быстрые ссылки

 

Яндекс.Метрикаenter(1)